(495) 786-33-33 Ежедневно с 9:00 до 21:00


Полный зал, богатая жена

12 Декабря 2011
14 декабря в столичном спорткомплексе "Олимпийский" выступит Пол Маккартни. Это будет не только самое громкое, но и самое дорогое концертное событие года. Достаточно сказать, что в продажу было выпущено около 27 тыс. билетов, рекордное для этого зала количество. Виднейший современный музыкант регулярно занимает высокие строчки в списках звезд-миллионеров. Но эти рейтинговые показатели даются ему нелегко. О том, как сэр Пол защищает свое состояние от финансовых и семейных передряг, рассказывает Борис Барабанов.

Слабый Пол

Третья женитьба сэра Пола Маккартни, безусловно, подхлестнула интерес публики к его мировому турне, которое сделает остановку в Москве 14 декабря. Публика рассматривала газетные фото экс-битла и его свежеиспеченной супруги Нэнси Шевелл с интересом, сравнимым со свадьбой принца Уильяма. Женщин в первую очередь восхищала невеста: в 51 год нью-йоркская еврейка Нэнси Шевелл выглядит лет на 30-35. Мужчины отмечали смелость жениха. Он решился на новый брак, несмотря на то, что развод с предыдущей супругой, моделью Хизер Миллс, стоил ему в 2007 году £100 млн и первого места в списке самых богатых британских деятелей шоу-бизнеса.
Правда, даже если у молодоженов что-то пойдет не так, сбережения Пола Маккартни защищены от рисков. Во всяком случае, та их часть, которая касается обеспечения детей и внуков музыканта. Нэнси Шевелл подписала документ, согласно которому она ни при каких условиях не сможет распоряжаться средствами соответствующего фонда. Однако, несмотря на печальный опыт предыдущего супружества, Пол Маккартни не стал подписывать с Нэнси Шевелл брачный контракт. Новая избранница экс-битла не просто финансово независимая, а очень богатая дама, она вице-президент семейной транспортной фирмы в США. Общий семейный бюджет новой ячейки общества наблюдатели оценивают в £700 млн. Состояние супруга, по данным The Sunday Times, насчитывало в 2011 году £495 млн.
Если от рисков, связанных с неудачным браком, деньги еще можно как-то защитить, то предугадать, как на твоем состоянии скажутся мировые финансовые катаклизмы, гораздо сложнее. На финансовом кризисе 2008-2009 года погорели все британские звезды-миллионеры. Элтон Джон и Пол Маккартни потеряли по £60 млн, правда, по поющему пианисту кризис ударил больнее: это была целая четверть сбережений сэра Элтона. Эми Уайнхаус тогда потеряла половину своих средств, а Мик Джаггер -- "всего" 16%. И тем не менее даже после кризиса Пол Маккартни остался в пятерке богатейших представителей музыкальной индустрии Великобритании. Выше него в списке был только один человек, создающий реальный художественный продукт,-- Эндрю Ллойд Уэббер. Остальные трое -- главы корпораций, те, кого принято называть воротилами шоу-бизнеса. А в 2011 году Пол Маккартни даже поднялся в этом списке на ступеньку вверх -- стал четвертым, заработав еще £20 млн.

 Как сэр в масле

Еще одна угроза, перед лицом которой оказался сэр Пол, похоже, если не миновала, то отодвинулась во времени. Речь идет о вступлении в силу закона, согласно которому произведения, написанные 50 и более лет назад, переходят в категорию общественного достояния, то есть их авторы перестают получать соответствующие отчисления.
Первый шлягер The Beatles "Love Me Do" был выпущен в виде сингла в 1962 году и с тех пор исправно приносил своим авторам немаленький доход. Спустя 50 лет, то есть в 2012 году, песня должна была перейти в разряд произведений, на которые авторское право не распространяется. А следом та же участь должна была постигнуть и все прочие бессмертные творения ливерпульской четверки. Учитывая, что для здравствующих экс-битлов, их семей, а также наследников покойных Джона Леннона и Джорджа Харрисона авторские отчисления по-прежнему являются важным источником дохода, вступление в силу закона, предложенного профильной комиссией Евросоюза, нанесло бы серьезный урон им, равно как и компании EMI, владеющей правами на песни The Beatles. Правда, речь идет все же только об исполнении -- права композиторов защищены на 70 лет с момента их смерти, то есть, наследники The Beatles надолго обеспечены отчислениями от использования песен. А теперь еще и срок перехода песен в public domain отодвинут на 20 лет. То есть, будучи уже глубокими стариками, Пол Маккартни и Ринго Старр должны будут получать роялти от того, что тысячи молодых людей будут играть их песни. И многочисленным родственникам битлов, конечно, тоже перепадет.
 Пол Маккартни продолжает писать и издавать свою музыку. В этом году, например, у него вышел CD с композициями, сочиненными для балета "Царство Океана" (1-е место в чарте классической музыки по версии Billboard), а в следующем он намерен выпустить новый песенный диск. Однако бэк-каталог остается для него предметом особой заботы. Как и для U2 и Pink Floyd, которые тоже только что с помпой в очередной раз перевыпустили свои старые записи. Вакханалия подарочных переизданий -- всех этих бокс-сетов с кучей "неизданных альтернативных версий", "редких фотографий" и "потерянных дублей" -- лишь свидетельство того, что музыкальная индустрия в ее традиционном виде ориентирована сегодня на старшее поколение меломанов, на людей, готовых по-прежнему платить за пластмассу и бумагу, которые не добавляют никакой художественной ценности самим произведениям, а лишь тешат ностальгические рецепторы. Пол Маккартни активно переиздает свой сольный каталог. Вот и нынешний тур приурочен к выходу в прошлом году подарочного издания альбома "Band on the Run" (1973). Этот диск когда-то получил Grammy, а теперь, в новой deluxe-версии, снова выдвинут на награду -- в номинации "лучший исторический альбом". Это послание можно интерпретировать только одним способом: "потратьте, пожалуйста, ваши деньги снова на то, что вы уже приобрели раньше".
Тот факт, что Пол Маккартни удержался на финансовой вершине, можно связать еще и с тем, что песни The Beatles в прошлом году после долгих лет споров все же появились на iTunes -- в самом популярном магазине цифровой музыки. Препятствием на пути The Beatles в интернет были многолетние дрязги вокруг названия компьютерной компании Apple и названия битловского рекорд-лейбла Apple Corps. С появлением песен The Beatles в iTunes Store торговая площадка смогла с полным правом называть себя "магазином, где есть все", включая музыку самой продаваемой группы в истории. За неделю с момента появления в каталоге The Beatles на iTunes было продано 2 млн песен и 450 тыс. альбомов.
Так или иначе, главный актив, обеспечивающий финансовую стабильность Пола Маккартни и его большого семейства,-- это права на музыку. Концертная деятельность, на ниве которой музыкант трудится в поте лица, конечно, тоже серьезный источник доходов -- за каждый концерт он получает не менее миллиона долларов -- однако гастроли все же предполагают физическую нагрузку, а сэру Полу в следующем году исполняется 70 лет.

Бизнес романтика

 О крупных вложениях сэра Пола во внемузыкальные бизнесы известно мало. В отличие от Боно, который "поднялся" на акциях Facebook, или Стинга, выпускающего в Италии экологически чистые продукты питания, Пол Маккартни все же концентрируется на музыкальной индустрии, даже не слишком громкие субъекты которой приносят ему приличный доход.
 Поговаривают, что Полу Маккартни принадлежат права на самую, пожалуй, популярную песню в мире -- "Happy Birthday to You". Это не более чем слух, к тому же и собственного хитового материала у Пола Маккартни достаточно, чтобы иметь "подушку безопасности" на случай финансовых потрясений. Мало кто в России помнит, например, рождественскую песню Маккартни "Wonderful Christmastime", записанную им в 1979 году. Между тем, по некоторым оценкам, только одна эта композиция приносит ему от $400 тыс. до $600 тыс. в год. В прошлом году Forbes предположил, что с момента своего выхода "Wonderful Christmastime" принесла Полу Маккартни $15 млн, и все потому, что он не только сочинил и спел эту песню, но и сыграл на всех инструментах. Делиться попросту не с кем.
 Справедливости ради стоит отметить, что Пол Маккартни действительно зарабатывает не только на собственной музыке. Все его бизнес-интересы объединены под "зонтиком" бренда "MPL Communications". Эта компания, чьи головные офисы расположены в Лондоне и Нью-Йорке, управляет одним из самых крупных в мире пакетов прав на музыку (порядка 25 тыс. лицензий) и в промышленных масштабах занимается лицензированием музыки для кино, телевидения и рекламы. Помимо сольного каталога сэра Пола это массив материала, охватывающий последние 100 лет истории звукозаписи, включая произведения Бадди Холли, Бесси Смит и Карла Перкинса, а также такие вечнозеленые хиты, как "Blue Suede Shoes" из репертуара Элвиса Пресли и "P.S. I Love You" The Beatles. К слову, одна из дочерей Пола Маккартни, Мэри, управляет фотоотделом холдинга. Лого MPL можно найти и в титрах кинофильмов, таких, например, как "Горбатая гора" Энга Ли и "Доброй ночи и удачи" Джорджа Клуни.
 Пол Маккартни совмещает в своем лице крепкого бизнесмена и абсолютного романтика. Опыт первого контракта The Beatles с EMI научил битлов быть более скрупулезными в бухгалтерских делах: они могли заработать на этом соглашении гораздо больше, чем получили в итоге. Всего несколько лет назад была улажена тяжба между The Beatles и их лейблом по поводу недовыплаченных £30 млн. И хотя все свои финансовые дела сэр Пол с 1970 года ведет сам, нельзя гарантировать, что новоиспеченная "миссис Маккартни" не разорит его на очередную сотню миллионов.


Автор:  Борис Барабанов
Издание:  Коммерсант.ru Деньги

Возврат к списку