(495) 786-33-33 Ежедневно с 9:00 до 21:00
день | ночь


Джаз влегкую

20 Июля 2012
Давным-давно Джордж Бенсон доказал, что джаз - это не только сложная музыка, врубиться в которую могут только ценители. Его звуку и мелодиям отдаешь должное и в наши дни, когда они уже накрепко вошли в эталоны легкой музыки. А умение "сыграть, как Бенсон", и сейчас сделает честь любому джазовому гитаристу. Проникаться классикой и любоваться на роскошные гитары настоятельно рекомендуется 20 июля в зале "Север" СК "Олимпийский".

Сочинение текста про Джорджа Бенсона грозит залипанием на интернет-страницах, где представлены его именные модели гитар GB от компании Ibanez. Формы выверены до миллиметра, звукосниматели оптимально подобраны для интеллигентного бенсоновского джаза, ненавязчивая позолота фурнитуры и роскошно неброская окраска: хочешь - "санберст", хочешь - японская экзотика. Цена от 3 тыс. долл., только отстегивай... и все равно великим не станешь - не гитара делает человека. Здесь очень уместно вспомнить, что первый инструмент юного Джорджа был выпилен из мамашиного дубового комода, а на все про все ушло около 25 долл.

Собственный стиль Джорджа Бенсона проявился уже в начале 1960-х, когда с органистом Джеком Макдаффом он записал свой первый альбом The New Boss Guitar of George Benson. Собственный стиль у него появился уже тогда: поначалу это была смесь кантри-джаза и соула, но довольно скоро способность легко ориентироваться в разных джазовых направлениях принесла ему прозвище Большой Босс. Звук - теплый и мягкий, чем-то напоминающий по тембру человеческий голос, - с тех пор так и остался его визитной карточкой. Надо отдать должное и чутью Бенсона на мелодии, которыми, не развешивая десятки нот, он легко украшал композицию. Кроме того, что он выпустил в 1960-х и 1970-х массу сольных записей, его умения оказались востребованы кругом и всеми; как сессионщик он переиграл с великим множеством американских джазовых музыкантов. В 1976-м к его услугам обратился и Стиви Уандер, записывавший Songs in the Key of Life.

Несмотря на то что альбомы самого Бенсона были как минимум хороши, а такие работы, как It's Uptown 1965 года или Shape of Things to Come 1968-го, сейчас считаются джазовой классикой, его коммерческий прорыв случился только в том же 1976-м. Альбом Breezin' стал одной из первых ласточек в направлении, названном джаз-поп. Музыка, что сейчас звучит в виде приятных слуху перебивок на "Радио Эрмитаж" или, пуще того, сопровождает подачу десертов в ресторанах, в середине 1970-х была совершенно новым явлением. По сути, Бенсон повернул джаз, превращавшийся в сложную, элитарную музыку, в сторону мейнстрима. Ворчания коллег по цеху публика не услышала - Breezin' влетел на первое место в чарте Billboard и взял две Grammy. Более того, гитарист, ранее стеснявшийся своего голоса, запел и тут же заслужил сравнения с Нэтом Кингом Коулом. Сейчас трудно представить, смогли бы возникнуть такие стили, как фьюжн, софисти-поп или quiet storm, если бы не один этот альбом.

Еще одним достижением стал вышедший в 1980-м Give Me the Night, спродюсированный Куинси Джонсом и той же командой, что в это время работала над Thriller Майкла Джексона. Уже отточенный гитарный поп-джаз идеально наложился на набравшие популярность диско и фанк. Результат - еще три Grammy и новая, более молодая и поп-ориентированная аудитория. С 1980-х Бенсон по большому счету уже перестал рваться за славой и какими-то коммерческими достижениями, скорее он записывался в свое удовольствие, часто переигрывая в своем стиле других артистов. В 1985-м он выпустил замечательный альбом Stay Tuned с гитаристом Четом Аткинсом, а к его услугам прибегали уже не только джазовые, но и поп- и R'n'B-музыканты - от Рода Стюарта до Мэри Джей Блайдж. Но даже при внешней "расслабленности" того, что он выпускал, награды продолжали сыпаться - еще две Grammy он взял в 2006-м, причем не просто "за заслуги", но за альбом Givin' It Up с Элом Джерро.

Последний альбом Джорджа Бенсона, вышедший в 2001-м, называется просто - Guitar Man. В нем нашлось место и переработке композиции Naima Джона Колтрейна, и битловской I Want to Hold Your Hand, и My Cherie Amour Стиви Уандера. Здесь есть все, что он умеет, - мелодия, душа и, конечно, теплый звук тех самых позолоченных звукоснимателей. А тем, кто считает, что это легкая музыка, стоит попробовать потратиться на именной Ibanez и попробовать сыграть так же. Здесь все и встанет на свои места.Джаз влегкую

Автор:  МАКС ХАГЕН
Издание:  РБК daily # Weekend

Возврат к списку