(495) 786-33-33 Ежедневно с 9:00 до 21:00


«Дискотека 80-х»: как устроен крупнейший в России музыкальный фестиваль.

30 Сентября 2014

Из кабинета Юрия Костина, президента Вещательной корпорации "Проф-Медиа", доносится хит 1980-х - La Isla Bonita Мадонны. Следующая песня, правда, играть не начинает - видимо, в списке воспроизведения стояла только одна композиция. На стенах в приемной Костина развешаны его фотографии со звездами "Авторадио" и "Дискотеки 80-х". "Это была сплошная романтика", - говорит он, вспоминая, как запускали музыкальное шоу.

Юрий Костин пришел на "Авторадио" из собственного радийного бизнеса: в 1992-м он был соучредителем "Радио 101". Кризис 1998-го стал для радиостанции роковым, и спустя два года ее продали Русской Медиагруппе. Сам же Костин еще несколько лет занимался интернет-проектом "Радио 101", рассчитывая получить частоту для эфирного вещания. Надежды не оправдались, и вскоре он перешел на "Авторадио" на должность генерального продюсера. Тогда на станции шла вечерняя программа с названием "Дискотека 80-х" - простая компиляция из хитов тех лет. Первый президент "Авторадио" Александр Варин предложил Костину запустить одноименный музыкальный фестиваль.

"И Варин, и я в свое время вели дискотеки - и запрещенные, и разрешенные, причем разрешенные пользовались меньшей популярностью: их репертуар подвергался жесткой цензуре. Вот мы и решили возродить такие дискотеки. Этот проект стал для меня своеобразным пропуском в компанию", - рассказывает Костин. Сейчас он президент Вещательной корпорации "Проф-Медиа", которой принадлежит "Авторадио", и теперь его главные обязанности на "Дискотеке" - выбрать ключевых артистов из списка и дать старт фестивалю. А в начале 2000-х во время подготовки мероприятия он наматывал по 80 км в день по "Лужникам", а после по "Олимпийскому".

Запускать "Дискотеку 80-х" Костин позвал своих давних знакомых - владельца промоутерской компании Silence Production Михаила Капника и генерального директора концертного агентства Attack Concerts Артема Горного. Капник взял на себя техническую организацию (звук, свет, декорации и т.п.), аренду зала и продажу билетов, а Горный - букинг артистов (договоренности о конкретных датах и условиях выступлений) и их "привоз". "Для меня это было совершенно внезапное предложение, - говорит Артем Горный. - Мы тогда уже занимались гастролями звезд 80-х, но ни о каких фестивалях не было и речи. Я честно сказал, что сомневаюсь, что мы соберем полный зал: пик популярности той музыки прошел, к тому же только-только закончился кризис 1998-го. Мы определили примерный состав звезд: кто был популярен на наших школьных дискотеках, кто приезжал в Россию, кого здесь хорошо принимали. На этом и разошлись". Как позже выяснилось, Горный не поверил в планы Костина и Варина и до последнего не занимался букингом исполнителей. Серьезность их намерений он осознал, когда на улицах города появились рекламные билборды с тем самым списком артистов, который они утвердили.

Уговорить иностранных артистов участвовать в фестивале не было проблемой, вспоминает Артем Горный. Популярные в 1980-х западные исполнители жили, как правило, на деньги от собственного бизнеса - например, ресторанчика или отеля - и давно не выходили на сцену. Предложение выступить перед многотысячным залом давних поклонников было им лестно. Сложности возникли с отечественными звездами. Так, "Машина времени" поначалу отказывалась участвовать в фестивале с названием "Дискотека". Тогда Александр Варин рассказал музыкантам, что, когда он в молодости работал диджеем, ни один танцевальный вечер не обходился без "Машины времени". Эти слова убедили группу.

"Вплоть до последнего дня перед концертом боялись возможной неявки артистов. Также тревожил банальный вопрос: как они теперь выглядят, да и настоящие ли они? Пусть у каждого представителя поколения 80-х над кроватью в свое время висели плакаты с изображением Сандры, Саманты Фокс или Криса Нормана, но ведь за годы артисты могли измениться до неузнаваемости. И тогда теоретически можно везти кого угодно, ведь поначалу все исполнители популярной музыки на всех концертах и фестивалях пели исключительно под фанеру". (Из книги Юрия Костина "Радио")

Первая "Дискотека 80-х" состоялась в конце ноября 2002-го. Ottawan, C.C. Catch, Bad Boys Blue - несмотря на громкие имена участников, Варин до последнего сомневался, соберется ли целый зал: за полчаса до старта дворец спорта "Лужники" был заполнен лишь наполовину. В итоге на концерт пришло около 9 тыс. человек - зал был полон. После этого не осталось сомнений, проводить ли фестиваль дальше. Спустя два года шоу переехало в спорткомплекс "Олимпийский", а число западных исполнителей выросло почти втрое - с пяти в 2002-м до 14 в 2004-м. "Это был успех", - замечает Юрий Костин. Правда, в понятие успеха он не вкладывает финансовую составляющую мероприятия.

Успех "Дискотеки 80-х" - феномен, уверен президент концертного агентства Talent Concert International Эдуард Ратников. Удивиться здесь есть чему. По данным исследовательской компании Synovate Comcon, за первое полугодие 2014-го в городах с населением больше 100 тыс. человек активнее всего на музыкальные фестивали ходит публика в возрасте от 16 до 24 лет. Меньше всего их посещают россияне, которым от 35 до 64 лет. Как раз поколение 80-х - ключевая аудитория "Авторадио".

По оценке Михаила Капника, общий бюджет шоу колеблется от €0,8 до 1,3 млн, при этом выручка с билетов (до вычета налогов и т.д.) - не более 40 млн рублей. Еще часть денег добавляет в общую копилку продажа спонсорских пакетов. В 2004-м стоимость пакета генерального спонсора "Дискотеки 80-х" равнялась $240 тыс., сейчас, по словам представителей "Авторадио", эта цена выше в 2,5 раза. Но таких спонсоров удается находить не каждый год. За трансляции "Дискотеки 80-х" по Первому каналу "Авторадио" не получает ни копейки. Цена на этот контент может доходить до 20 млн рублей, считает Юрий Костин, но для "Авторадио" важнее не прибыль, а пиар-эффект. "Фестиваль не живет вне станции. Когда на одну чашу весов мы кладем сумму денег, которую могли бы потратить на имиджевую рекламу, а на другую - "Дискотеку 80-х" с выручкой от продажи билетов и продвижением бренда на "Первом", вопросов становится меньше", - резюмирует Костин. По словам Михаила Капника, за 13 лет проведения "Дискотеки" ее не один раз удавалось сделать прибыльной.

90% фестивалей в России убыточны, а потому они действительно скорее дополнение к медиакомпании и никак не самостоятельный бизнес, подтверждает продюсер фестивалей Maxidrom и "Нашествие" Андрей Матвеев. "Сейчас практически за каждым фестивалем стоит медиаструктура. У "Нашествия" это Мультимедиа Холдинг [владеющий "Нашим радио". - Прим. РБК], у проводившегося ранее Maxidrom - Русская Медиагруппа [владелец радио Maximum. - Прим. РБК]. Обычно задача таких фестивалей - не столько приносить прибыль, сколько быть пиаром для медийного бренда", - говорит он.

Так, в 2011 году рок-фестиваль Maxidrom показал убыток в 40 млн рублей, в 2012-м - около 30 млн рублей при бюджете 150 млн, продолжает Матвеев. В 2013-м организаторы экономили на всем: инфраструктура была проще, меньше звезд, но убыток все равно был, хоть и незначительный - 0,5 млн рублей. В 2014-м шоу уже не проводилось. "Мы трижды делали "Пикник "Афиши" в Москве: один раз получилось немного заработать, но остальные два мы сильно прогорели. На Kubana в этот раз приехало гораздо меньше зрителей, чем в прошлые годы, и фестиваль был последним", - заключает Матвеев.

"Раньше мы не слышали о "Дискотеке 80-х" от "Авторадио", в этом году впервые будем в ней участвовать. До этого в России выступали только на фестивале "Белые ночи" в Санкт-Петербурге. Если честно, страшновато сейчас ехать в вашу страну из-за ситуации с Украиной. Но мы надеемся устроить хорошее шоу и порадовать наших зрителей на "Дискотеке 80-х". (Фелипе Роуз)

Львиная доля средств фестивалей, подобных Maxidrom, уходит на артистов. Гонорар группы Metallica, к примеру, может составлять $2-2,5 млн, AC/DC - $4-5 млн. У "Дискотеки" такой проблемы нет: по оценкам Андрея Матвеева, выступление западных звезд 80-х в среднем стоит $20-30 тыс. А это значит, что шансы сделать ее прибыльной все же есть. Тем более прецеденты имеются: "Нашествие", проходящее с 1999 года, в 2008-м все-таки вышло на прибыльность. Сейчас, по расчетам Матвеева, даже при полном отсутствии спонсоров фестиваль может зарабатывать 5-8 млн рублей.

"Финансовая модель фестивалей вроде "Дискотеки 80-х" довольно проста. Ключевые расходы состоят из двух строк - продакшн и гонорары артистов, ключевые доходы - из выручки от продажи билетов", - объясняет Эдуард Ратников. Арифметика несложная: несколько дней аренды "Олимпийского" вместе с работой службы безопасности обойдутся примерно в 10 млн рублей. Чуть больше стоит продакшн - сценография, аренда и установка техники для света, звука и т.д. Гонорары 10 западных артистов - в общей сложности €300 тыс., или 14,4 млн рублей (по курсу 47 рублей за €1). Кроме того, нужно учитывать налоги, отчисления Российскому авторскому обществу, процент билетных агентов. Грубо говоря, затраты организаторов фестиваля могут составлять порядка 40 млн рублей, подсчитывает Ратников. С выручкой проще: если исходить из того, что "Авторадио" продает около 22 тыс. билетов по средней цене 3800 рублей, она должна составлять 83,6 млн рублей - вдвое больше расходов фестиваля. "На "Авторадио" уверяют, что проект "Дискотеки" убыточен? Думаю, организаторы немного скромничают", - улыбается Ратников.

По данным "TNS Россия" за июнь-август, ежедневная суточная аудитория "Авторадио" составляет 10,8% населения Москвы старше 12 лет. У ближайших конкурентов - "Русского радио" и "Ретро FM" - этот показатель равняется 9,9 и 9,2% соответственно. В целом по стране "Авторадио" занимает третью позицию - после "Европы Плюс" и "Дорожного радио", входящих в Европейскую Медиагруппу.

Стабильно прибыльные музыкальные мероприятия с большим количеством поп-звезд существуют. Это, к примеру, "Песня года", которую организует холдинг "АРС" Игоря Крутого. Фестиваль с таким названием проводился еще во времена СССР - впервые он прошел в 1971-м. В разные годы в нем участвовали едва ли не все звезды советской поп-музыки - от Муслима Магомаева и Иосифа Кобзона до Аллы Пугачевой и Софии Ротару. "Песня года" тоже проводится в "Олимпийском", но ее формат заметно отличается от формата "Дискотеки 80-х". По словам генерального директора "АРС-Рекордз" Сергея Фадеева, она окупается только за счет билетов. "Ежегодно мы продаем около 16 тыс. билетов, цена на них - от 800 до 12 тыс. рублей. Из расходов - только траты на продакшн: отечественные исполнители выступают на бартерной основе, поскольку мероприятие транслирует телеканал "Россия", - рассказывает Фадеев.

На волне популярности "Дискотеки 80-х" стали появляться и другие ностальгические музыкальные шоу. Так, в 2005 году Европейская Медиагруппа (ЕМГ) запустила проект "Легенды Ретро FM". Масштаб мероприятия скромнее того, что устраивает "Авторадио", и оно, утверждают участники рынка, окупается и даже приносит прибыль. В 2010-м "Радио Record" (тоже принадлежит ЕМГ) совместно с телеканалом MTV стало проводить "Супердискотеку 90-х". По словам Лики Бланк, генерального продюсера "MTV Россия" в 2010-2013 годах, а теперь генерального директора телеканала "Домашний", с прибыльностью и аудиторией трансляций на ТВ у "Супердискотеки 90-х" проблем никогда не было. "Канал на это подписался, так как шоу идеально подходило под бренд золотых времен MTV", - говорит Бланк. Впрочем, конкретных цифр она не приводит. Представитель ЕМГ от комментариев отказался.

В середине 2000-х убыточность фестиваля никого не волновала. Тесная работа со звездами 80-х, теми, чьи пластинки когда-то выискивали в магазинах или покупали за границей, под чьи песни танцевали на дискотеках, воодушевляла Юрия Костина и других устроителей шоу. "Мог ли я тогда представить, что Тото Кутуньо или Рикардо Фольи станут моими друзьями и будут поздравлять меня с днем рожденья? Конечно нет! - восклицает Костин. - Помню, как C.C. Catch сидела в кабинете Александра Варина, мы пили чай и обсуждали какие-то общие темы. Для нас с Вариным было чудом видеть перед собой кумира молодости, для C.C. Catch - то, что в России по улицам не ходят медведи, а люди знают английский".

"Насколько помню, я дважды принимал участие в фестивале "Дискотека 80-х" - в 2004-м и 2013-м. Каждый раз все было немного по-разному: разное настроение у меня, разное настроение у публики. Но могу сказать, что каждый фестиваль "Авторадио" - это, безусловно, уникальное мероприятие со своей особенной атмосферой. 1980-е - время красивых романтичных мелодий, и люди это очень ценят. эта музыка не только сохраняет своих поклонников, но и приобретает новых". (Томас Андерс)

После нескольких лет эйфории от первых фестивалей стало очевидно: одна ностальгия по 1980-м не сможет ежегодно "продавать" билеты на шоу. "В 2009-м мы не реализовали небольшую часть билетов, хотя та "Дискотека" позиционировалась как последняя. Нас это сильно озадачило", - вспоминает Михаил Капник. В конце того фестиваля Юрий Костин поднялся на сцену и спросил у зала, нужно ли делать продолжение. Заведенная публика, естественно, заревела "да" в ответ.

Впрочем, на "Авторадио" и не сомневались в том, что "Дискотеке 80-х" быть: следующее шоу решили провести в формате 3D. В конце 2009 года вышел нашумевший фильм Джеймса Кэмерона "Аватар", и на 3D начался настоящий бум. "Помню, как Костин спросил меня, реально ли вообще сделать такую "Дискотеку", - рассказывает Александр Духон, креативный продюсер компании RSS Production, отвечавший за техническую подготовку фестиваля. - И я честно ответил, что нет. На тот момент 3D можно было создать только с помощью проекторов, а они светят слишком тускло". Но спустя некоторое время решение все же нашли: Духон придумал сделать светодиодный экран, который транслировал бы концерт в 3D. Идея была оригинальной, но удорожала продакшн примерно на 15-20%. По словам Юрия Костина, шоу стало самым успешным в истории "Дискотеки 80-х": продали больше 23 тыс. билетов (самый дешевый стоил 700 рублей, самый дорогой - 12 тыс.), еще несколько тысяч человек были гостями "Авторадио".

Из-за технических неполадок ту "Дискотеку" начали на 10 минут позже, но не это было главной проблемой организаторов. На шоу 2009 года пригласили французского актера Алена Делона. Из-за задержки рейса он сильно опаздывал. В райдере знаменитости в качестве транспортного средства значился лимузин Mercedes. В итоге Делону пришлось довольствоваться куда более скромным автомобилем Ford Госавтоинспекции: из-за московских пробок на концерт было не успеть.

За 13 лет существования "Дискотеки 80-х" случались и другие истории. Например, итальянец Savage ездил на репетиции на метро. Он должен был выступить перед многотысячной аудиторией после 20-летнего перерыва и перед выходом в зал махнул стопку водки - для смелости.

А группе Bad Boys Blue однажды включили не ту версию песни - ремиксованную, продолжительностью восемь минут вместо запланированных трех. "Мы поняли, что что-то не так, когда увидели удивленные лица ребят. Ну ничего, они справились, пели как могли. Где-то в середине мы сделали эту фонограмму тише и включили следующий трек", - рассказывает Артем Горный. Микрофоны на концерте всегда включены, и артисты могут петь, но на фонограммах, под которые они выступают, записаны голоса и бэк-вокалистов, и самого исполнителя.

После 3D-дискотеки вопрос о том, как удивить аудиторию, стал еще острее. Артистов, которые не выступали в России со времен железного занавеса, оставалось все меньше. "Проблема в том, что состав меняется мало. У нас изначально был ограниченный выбор - только звезды 80-х. Конечно, мы увеличиваем число приглашенных исполнителей, но все равно участники повторяются, причем с каждым годом их выступления стоят дороже. Сумма, которую мы им платим сегодня, на порядок выше той, что была 10 лет назад", - констатирует Юрий Костин. Противоположных примеров, по его словам, мало.

Между тем на "Авторадио" продолжают искать "новые старые" имена. "Выступившие у нас звезды иногда рекомендуют нас коллегам по цеху. На сайте "Дискотеки 80-х" люди часто пишут свои пожелания, которые нам очень помогают. Когда я еду за границу в командировку, всегда стараюсь купить там пластинку "Хиты 80-х" - вдруг мы кого-то забыли?" - говорит Артем Горный.

"Я выступал на самой первой "Дискотеке 80-х" и представить не мог, что моя группа, наши песни так популярны, известны и любимы в России. Получить приглашение на фестиваль было очень лестно. С годами масштаб шоу, конечно, сильно изменился. Это грандиозное и гениальное зрелище, я счастлив принимать в нем участие". (Жан-Батист Патрик)

Поначалу какие-то имена на "Авторадио" действительно упускали. Расслабиться не давал конкурирующий фестиваль "Легенды Ретро FM": для участия в нем в 2005 году воссоединилась немецкая группа Dschinghis Khan (она впервые участвовала в "Дискотеке 80-х" спустя три года), в 2006-м - Secret Service и Arabesque (выступали на шоу "Авторадио" в 2008-м и 2012-м соответственно). В то же время у фестивалей появились свои must have, к ним, например, относится группа Boney M. во главе с Лиз Митчелл. Вот и получается, что сейчас коллектив участвует в этих шоу по очереди: в 2010-м - в концерте "Ретро FM", в 2011-м - "Авторадио", в 2012-м - в обоих фестивалях сразу.

Предсказуемость фестиваля и обеспечивает ему полные залы: по оценкам организаторов, от 50 до 80% людей ходят на фестиваль из года в год, потому что точно знают, что их ожидает на концерте. "Был такой эксперимент: несколько лет назад в Рязанской области попробовали провести open air для аудитории "Авторадио". Фестиваль полностью провалился. На него приехало около сотни человек. Эта публика просто не готова к экспериментам", - считает Андрей Матвеев.

Такое постоянство - палка о двух концах. "Авторадио", по данным занимающейся медиаизмерениями компании "TNS Россия", самая популярная радиостанция в Москве и третья по популярности в стране. Но аудитория станции неуклонно стареет, свидетельствует отчет TNS. В январе-июне 2010 года на слушателей 12-29 лет и 30-49 лет приходилось соответственно 30,8 и 43,8% общей аудитории "Авторадио". Спустя четыре года их число несколько сократилось - до 27,1 и 41%. А аудитория в возрастной категории 50+ выросла с 25,6% в 2010-м до 31,8% в 2014-м. С аудиторией радиостанции стареют и те, кто ходит на "Дискотеку 80-х". Юрий Костин говорит, что уходить в возрастную категорию 60+ в "Проф-Медиа" не хотят: "Мы постоянно обновляем репертуар радиостанции, это касается и фестиваля. Допустим, на шоу Rock & Dance выступали Вячеслав Бутусов и Гарик Сукачев, творчество которых относится, конечно, не только к 1980-м".

Немецкая группа Boney M. распалась в 1986 году, но ее название по-прежнему появляется на афишах. На "Дискотеке 80-х" артисты впервые выступили в 2003 году и с тех пор частые гости фестиваля. Дело в том, что после распада практически каждый участник набрал бэк-вокалистов и создал свою Boney M. Бывший продюсер группы Франк Фариан признал лишь коллектив во главе с Лиз Митчелл, исполнявшей в Boney M. до 80% женских вокальных партий, и делегировал ей право на использование названия. Вскоре началось судебное разбирательство, в результате которого каждый из участников оригинального состава получил право использовать это название в сочетании со своим именем. Именно поэтому на "Дискотеке 80-х" выступает Boney M. feat. Liz Mitchell. Еще две бывшие участницы легендарной группы - Марсия Баррэтт и Мэйзи Уильямс - продолжают выступать с собственными коллективами.

Rock & Dance - формат, в котором прошла "Дискотека 80-х" в 2012 году. Тогда в фестивале участвовали как рок-исполнители, так и звезды поп-музыки. После 3D-дискотеки "Авторадио" вообще стало более изобретательно подходить к фестивалю: юбилейные шоу в 2011 и 2013 годах, Rock & Dancе в 2012-м. Шоу этого года организаторы анонсируют как "Большую дискотеку 80-х". Планируется, что там выступит почти 30 исполнителей (обычно, по подсчетам РБК, 25-30), 18 из которых отечественные - больше, чем когда-либо, 11 - иностранные. Любопытно, что Юрий Костин каждую прошедшую "Дискотеку" называет самой яркой и масштабной за последние несколько лет.

Были у организаторов фестиваля и более радикальные идеи. "Одно время хотели приглашать более современных звезд в качестве специальных гостей. "Авторадио" опасается так делать, хотя я на этом настаивал", - рассказывает Михаил Капник. Рассматривался и другой вариант: проводить "Дискотеку" не 80-х, а "Авторадио". "Но компания пока не хочет отказываться от "Дискотеки 80-х", поскольку это раскрученный бренд", - констатирует он.

Несмотря на все проблемы, Юрий Костин утверждает, что закрывать проект не собирается. "Годы "Дискотеки 80-х" - сплошная романтика. Если бы у меня спросили про будущее "Дискотеки" еще несколько дней назад, я бы ответил: "Все, романтика кончилась, только бизнес, надо деньги считать, обещают кризис". Но после совещания с командой я уверен, что прекращать это шоу еще рано", - улыбается он. Так или иначе считать деньги на "Авторадио" все же начали. Михаил Капник признается: до 2009 года расходы на "Дискотеку 80-х" практически не ограничивали, сейчас бюджет мероприятия лимитирован, а продакшн должен составлять не более 50% бюджета в зависимости от концепции. "Мы должны мыслить категориями эффективности", - заключает Юрий Костин.

ИСТОРИЯ:

2002 - первый фестиваль "Дискотека 80-х": Москва, СК "Лужники" - 9 тыс. зрителей

2003 - фестиваль под девизом "Мы опять вместе": Москва, СК "Лужники" - 9 тыс. зрителей, Санкт-Петербург, Ледовый дворец - 14 тыс. зрителей

2004 - "Дискотека 80-х" начала проходить в СК "Олимпийский": Москва - 15 тыс. зрителей, Санкт-Петербург - н/д

2005 - специальными гостями шоу стали Юрий Антонов в Москве и Михаил Боярский в Санкт-Петербурге: Москва - 17 тыс. зрителей, Санкт-Петербург, Петербургский СКК - н/д

2006 - фестиваль открывала оперная певица Юлия Налимова: Москва - 20 тыс. зрителей, Санкт-Петербург - н/д

2007 - специальный гость фестиваля - Алла Пугачева: Москва - 35 тыс. зрителей, Санкт-Петербург, Ледовый дворец - 10 тыс. зрителей

2008 - девиз фестиваля - "The Best! Лучшее шоу за 7 лет". Мероприятие было приурочено к 15-летнему юбилею "Авторадио": Москва - 25 тыс. зрителей, Санкт-Петербург, Петербургский СКК - 15 тыс. зрителей

2009 - фестиваль был заявлен как последний: Москва - 25 тыс. зрителей

2010 - "Дискотека" прошла в формате 3D: Москва - 27 тыс. зрителей, Санкт-Петербург, Петербургский СКК - 12 тыс. зрителей

2011 - юбилейное шоу "10 лет вместе": Москва - 30 тыс. зрителей,Санкт-Петербург, СК "Юбилейный" - н/д

2012 - фестиваль Rock & Dance: Москва - 30 тыс. зрителей

2013 - фестиваль приурочен к 20-летию "Авторадио": Москва - 30 тыс. зрителей


Издание:  ИА OnAir.ru

Возврат к списку